Профориентация в школе  :: «Формула успеха»

«Формула успеха» (№ 21, июнь 2009 г.)

“Все возможно тому, кто верит”
Майлс Монро

От редакции

Здравствуйте, наши уважаемые читатели!

С 13 по 25 мая в нашем городе проходили мероприятия в рамках проекта «Дни выпускника», организованные Заполярным филиалом ГМК «Норильский никель». Школьники побывали в НИИ на дне открытых дверей, где узнали о востребованных на сегодняшний день профессиях, собрались за круглым столом в редакции газеты «Заполярный вестник», дабы побеседовать с представителями Компании, а так же посетили с экскурсией Медный завод. Все подробности у Марины Ковтун.

Тем, кто уже определился с будущей профессией, предлагаем рубрику «Наша позиция». Возможно, мы забегаем немного вперёд и всё же не можем не рассказать о Движении молодых специалистов «Лидер». Ведь это же всё только для вас. «Дорогая молодёжь, слушайте!»

Есть ли жизнь за кадром на ГТРК «Норильск» расскажет Марина Ковтун.

Первый месяц лета порадовал нас сразу двумя праздниками. Первого июня мы отмечали День защиты детей, а шестого чествовали великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Детям ГУЛАГа посвящён материал Иллариона Голубева, а экспериментальный литературный конкурс «Новое перо – 2009», приуроченный к юбилею великого поэта, описала в своём материале Анна Безкровная.

Впервые в нашей газете пробует свои силы в написании материалов ученица пятого класса Надежда Чудинова. Не судите строго её «Пробу пера».

Не пропусти свой успех, а формулу мы тебе подскажем!

Пресс-центр "Формулы успеха"

Содержание:

  1. Выбирая профессию, выбираешь будущее
  2. Перспективный прогноз
  3. Медные всадники
  4. Дорогая молодежь, слушайте!
  5. Жизнь за кадром
  6. «Доля, что жизни тяжелее…»
  7. Мои стихи, сливаясь и журча, текут…
  8. В гостях у сказки
  9. Губка Боб и 40 дырок
Актуально

Выбирая профессию, выбираешь будущее

Существует мнение, что, получив высшее образование в Норильском индустриальном институте, человек не сможет устроиться на работу по своей специальности в другом регионе страны. Но так ли это? Разобраться не сложно.



В очередной раз Норильский индустриальный институт открыл свои двери выпускникам и их родителям. Планирующим поступать в НИИ представилась возможность узнать, какие плюсы обучения ожидают их впереди. Предстоял разговор о выборе единого пути, профессии и специальности – о выборе своего будущего.

Надо сказать, что изначально перед вузом поставлены очень важные и серьезные задачи, одной из которых является воспитание кадров на те специальности, которые в дальнейшем будут востребованы в нашем обществе, на рынке труда Российской Федерации и, конечно, в нашем городе.

Проблема выбора вуза и специальности очень серьезна, субъективна и индивидуальна. Она требует ответственности. И на первое место в этом вопросе нужно ставить критерий качества образования. Качество, в свою очередь, определяется множеством факторов, первостепенные из которых – документальная база учебного учреждения и наличие государственной аккредитации, которая дает вузу право выдавать выпускнику дипломы государственного образца.

Есть еще ряд факторов и условий, которые многое могут сказать о качестве образования в том или ином учебном заведении.

Во-первых, это преподавательский состав:

  • наличие кандидатов наук,
  • профессоров и доцентов.

Второе – материально-техническая база:

  • наличие оборудованных лабораторий,
  • организация учебного процесса и, как мы сейчас говорим, то, что относится к внеучебной работе (досуг студентов).

Всем, о чём мы говорили выше, несомненно, обладает Норильский индустриальный институт.

Важно обратить внимание на то, как будет востребована профессия, которую выберет студент, в ближайшие 5-6 лет. По результатам анкетирования выпускников последних годов самыми популярными специальностями (напомню, что популярные и востребованные – разные понятия) отмечены такие, как:

  • экономика и управление,
  • финансы и банковское дело,
  • связи с общественностью и право.

Но будут ли люди данной специализации востребованы на рынке труда? Сколько вообще таких специалистов требуется стране?

Важно понять и будущим студентам, и их родителям, что нужно ориентироваться не на популярность профессии, а на ее востребованность и перспективность. Востребованными же являются технические специальности, на которые государство смело выделяет бюджетные места. В стране и за ее пределами ощущается острейшая нехватка квалифицированных технических кадров, и эта проблема углубляется. Уже во многих высших учебных заведениях Китая и Японии открываются факультеты для подготовки специалистов горнодобывающего дела.

Задачи, которые преследует Норильский индустриальный институт, можно поделить на две основополагающие: подготовка профессоров и удовлетворение социальных и образовательных потребностей норильчан, которые хотят получить качественное образование, не покидая город. НИИ со своими задачами более чем справляется. Можно долго приводить примеры именитых выпускников нашего института практически по каждой специальности, по которой ведется обучение в вузе.

На сегодняшний день уровень подготовки специалистов в НИИ соответствует ранее принятому стандарту. То есть, если в других вузах России кроме дипломированных специалистов выпускают и бакалавров, и магистров, то в нашем индустриальном институте осуществляется подготовка только высококвалифицированных кадров.

На ближайшие годы запланировано введение дополнительной формы обучения для совершенствования образования.

Отличительной особенностью нашего института так же является подготовка выпускников с целью обеспечить специалистами в первую очередь наш регион.

Естественно, не без учета того, что человек может уехать жить и работать в другой город. Этим объясняется взаимодействие предприятий «Норильского никеля» и института. Ведь именно высококвалифицированные кадры поддерживают функционирование горной Компании. Что и позволяет добиться хороших результатов трудоустройства. А это показатель эффективной работы любого высшего учебного учреждения. Проверено: выпускники НИИ достойно показывают себя на занимающей должности и успешно закрепляются на рабочем месте.

Социальные же аспекты образовательного процесса тесно связаны с внеучебной работой, ведь «не учебой единой живет студент». Разрабатывается программа оздоровительного питания абитуриентов, в основе которой лежит получение учащимися комплексных обедов по талонам. Ежемесячно у студентов есть возможность получить материальную помощь. Существует оздоровительный комплекс. Действует ряд творческих коллективов, проводятся научно-практические конференции. Институт выпускает свою газету, в которой любой студент при желании может вести собственную страничку. Всё это говорит о том, что в НИИ созданы все условия для формирования полноценной личности абитуриента.

Кроме всего выше сказанного, Норильский индустриальный институт может похвастаться высокими стипендиями, причем это не только государственные, но и социальные выплаты, обязательные из которых предоставляются независимо от успеваемости студента. Последние полгода абитуриенты, обучающиеся без троек, получали двойные и тройные выплаты. Введены и поощрения за научную, творческую и спортивную деятельности.

Напоследок хочется сказать о существующих и активно действующих программах «Профессиональный старт» и «Стажёр». Суть первой заключается в предоставлении студентам старших курсов возможности пройти летнюю производственную или преддипломную практику на предприятиях Компании «Норильский никель». Это позволит абитуриентам испытать себя в работе на производстве. Надо сказать, не каждый вуз может позволить себе обеспечить всех своих студентов необходимым опытом практической работы по специальности. В рамках программы «Стажёр» ведется подготовка молодых специалистов к самостоятельному выполнению работы по специальности под контролем опытных наставников. Таким образом, будущий выпускник становится потенциальным кандидатом на вакантные должности предприятия.

Важно помнить: главная цель обучения в НИИ – не столько получение дипломной корочки, свидетельствующей об окончании вуза, сколько приобретение глубоких знаний и навыков, возможности развиваться дальше. Ведь диплом – это орудие в руках профессионала, во власти человека не сведущего – лишь бумажка, не имеющая никакой силы.

Ковтун Марина
МБОУ «СОШ №23», 11 «А»

Актуально

Перспективный прогноз



В редакции газеты «Заполярный вестник» собрались будущие выпускники школ, студенты и представители Компании «Норильский никель».

Цель встречи – обсудить дальнейший путь одиннадцатиклассников, их выбор будущей профессии, а главное – её значимость.

Основное внимание было обращено на тех молодых людей, которые по окончании школы покидают наш город и уезжают за высшим образованием в другой.

Если говорить о причинах отъезда, то главной, пожалуй, является сформированное убеждение молодёжи в том, что оставаться в Норильске бесперспективно, потому что нет возможности самореализации. А, если она и есть, то только благодаря техническим специальностям.

В большинстве своём, молодые люди отличаются амбициозностью и юношеским максимализмом, а потому маленький город, тяжёлый труд на заводах или рудниках не для них. Они грезят о мегаполисе, питая иллюзии об удачном трудоустройстве, высокой зарплате и всеобщем почитании и уважении. Но никто из них не догадывается о том, что подобными мечтами лишают себя уверенности в завтрашнем дне. Ведь ни для кого не секрет, что наибольшее значение для человека всегда имела стабильность и прогнозируемость своего будущего.

Выбирая техническую специальность, студент действительно может не беспокоиться о том, сможет ли найти работу после получения высшего образования или нет.

Например, Норильский индустриальный институт готовит специалистов в сотрудничестве с Заполярным филиалом «Норильского никеля». Студенты НИИ имеют возможность проходить стажировку за границей, а это не каждый вуз может себе позволить. Даже в период кризиса в Норильске самый низкий уровень безработицы, по сравнению с любым другим городом нашей страны.

Что же касается гуманитариев, то с уверенностью могу сказать, что в нашем городе не хватает учителей и врачей. А ещё, хочу порадовать будущих журналистов: в Норильске, в отличие от Москвы, Питера и других больших городов России, под сокращение не попал не один представитель средств массовой информации.

Во время обсуждения за круглым столом прозвучало замечание о том, что и в нашем городе существует дискриминация женщин. Например, выбрав техническую специальность, не каждая способна тягаться с мужчинами и уж тем более двигаться по карьерной лестнице. Но практика показывает, что повода для подобных мыслей нет. К примеру, на работу лаборантом химического анализа, ламповщика или машиниста мостового крана, как правило, требуются именно представители прекрасного пола.

Конечно, угнетают суровый климат и полярная ночь. Но, согласитесь, москвичи-то тоже ограничены в солнечном свете. А Норильск – прежде всего город возможностей. Ни в одном другом городе России нет такого большого количества молодых специалистов на предприятиях.

На будущее важно сказать: «Норильский никель» – это не просто шахта или плавильный цех, это – уверенность в завтрашнем дне, это – стабильность и перспектива. Выбираешь работу, за которую хочешь получать достойную зарплату – делай её нужной и будь готов к тому, что твой телефон будет разрываться от звонков «по работе».

Ковтун Марина
МБОУ «СОШ №23», 11 «А»

Ключ к успеху

Медные всадники

Неприятный запах серы, расплавленный металл, рёв печей – всё это напоминает близость кратера вулкана. Но нет, мы находимся в плавильном цеху Медного завода.



19 мая в рамках проекта «Дни выпускника» руководство Заполярного филиала «Норильского никеля» организовало экскурсию на Медный завод для выпускников школы №23. Учащиеся посетили АБК предприятия, побывали в цеху и даже пообедали в заводской столовой. А ещё получили памятные сувениры от горной Компании. Но не будем забегать вперёд, а сначала наденем защитные спецсредства (рабочую одежду, очки и каску), пройдём инструктаж по технике безопасности и вперёд в плавильный цех.

Важно в процессе экскурсии держаться друг за другом. На то, чтобы дойти до назначенного пункта, потребовалось несколько минут спуска по своеобразной галерее. Даже показалось, что нас ведут глубоко в подземелье.

Цех состоит из нескольких отделений:

  • плавильного,
  • конверторного и анодного.

Электровозом по рельсам перевозятся вагонетки с продукцией медного завода, а над головами работают подъемные механизмы – краны. Важно быть внимательными к сигналам, подаваемым стропальщиком, чтобы избежать опасности получения серьёзных увечий.

В главном, самом длинном пролете плавильного цеха на наших глазах кран переправлял огромный чан с расплавом массой более двадцати тонн. Вблизи чан показался ещё громаднее и страшнее. В голове проскользнула мысль: «А что будет, если ковш опрокинется, и всё это разольется?!»

В цехе есть две плавильные печи Ванюкова, в которых получаются два основных продукта – расплавленный металл и шлам. А ещё отходящие газы, которые после утилизации находят себе применение, например, уже в виде серы. После реконструкции в серном цехе из отходящих газов получают 250-270 тонн серы. Через желоба печи заливают сплав. Этим процессом управляют машинист мостового крана и стропальщик. Рабочие между собой общаются с помощью раций, что гораздо облегчает наблюдение за процессом.

В анодном отделении есть четыре печи, в которых идет работа с черновой медью. Здесь шламы извлекаются через своеобразное «окно» – летку – специальным «скребком». После очистки от шлака происходит восстановление печей. Процессом розлива по желобкам управляет плавильщик, который находится за пультом управления.

А вот и вагонетки с никелевым анодным шламом. У нас появилась возможность постоять рядом и погреться, так как из-за ремонта кровли в цехе было довольно холодно. В анодном отделении за розлив меди и цветных металлов берутся разливщики. Есть специальный персонал, который занимается группировкой и подготовкой ковшей.

По словам главного инженера Алексея Девочкина, основными специальностями цеха являются: плавильщик, конверторщик, машинист крана, разливщик цветных металлов, обслуживающий персонал (слесари, электрики различного профиля и т.д.). Главной же профессии выделить нельзя. В плавильном цехе каждое ремесло важно, а значит, труд всех работников равен, поскольку от выполнения работы одного человека может зависеть качество всей изготавливаемой продукции и даже безопасность персонала.

Напоследок, хочу «в бочку мёда» добавить «ложку дёгтя». Дело в том, что основным неблагоприятным фактором на Медном заводе является содержание в воздухе рабочей зоны вредных металлов с первого по четвёртый классы вредности (металлургическая пыль, серный ангидрит, медь и свинец). Постоянное пребывание и работа в таких условиях может вызвать онкологические заболевания. Велика и опасность высоких температур. Например, такой интересный и впечатляющий процесс, как разливка металла по формам в плавильном цехе, происходит при температуре разливочной массы 1200 градусов.

И пусть не каждый из посетивших Медный завод школьников планирует здесь работать, но в любом случае на этой экскурсии ребята увидели, в каких нелегких условиях добывают металл – богатство нашей страны, что поистине должно вызывать уважение к человеческому труду.

Ковтун Марина
МБОУ «СОШ №23», 11 «А»

Наша позиция

Дорогая молодежь, слушайте!

Многие взрослые живут по принципу: «Дом – работа – дом – работа» и, возможно, некоторых это вполне устраивает. Нам же – подросткам – просто страшно такое представить. С началом взрослой жизни и серьезной трудовой деятельности хочется продолжать наслаждаться полноценной, насыщенной яркими событиями жизнью.

Шесть лет назад над этим, похоже, задумалось руководство «Норильского Никеля». И решение было найдено! Движение молодых специалистов «Лидер» объединило работников предприятий на основе общих интересов.

Компания стремится обеспечивать не только материальные, но и социально-культурные потребности работников, поддерживать благоприятный психологический климат в трудовых коллективах, развивать корпоративную культуру. В рамках проекта ДМС «Лидер» первостепенное внимание уделяется развитию творческого, производственного и общественного потенциала молодых специалистов. В этих целях организуются спортивные, культурно-массовые и праздничные мероприятия, творческие молодежные вечера и т.д.

Итак, куда же или в каких направлениях двигаются молодые специалисты? Об этом по порядку.

Первое направление – активная форма досуга, подразумевающая собой турниры по боулингу и пейнтболлу, катание на коньках и лыжах.

Второе направление – творческая деятельность. В данном случае у участников движения есть возможность проявить себя в искусстве танца, пения, соприкоснуться с театральным мастерством, потягаться в интеллекте в игре НИКоNN (аналог телевизионной игры «Брейн-ринг»). В Заполярном филиале Компании стали традиционными творческие молодежные капустники, посвященные праздничным датам и профессиональным праздникам, таким как, День Металлурга, День шахтера, Новый год и т.д.

Кроме этого, в 2003 году в Заполярном филиале Компании создана Лига КВNN («Клуб веселый «Норильский никель»). Проводятся отборочные туры, а также общий корпоративный Фестиваль. В данном проекте ежегодно принимает участие более 2000 молодых специалистов. Проведение КВNN укрепляет корпоративную солидарность, способствует развитию творческого потенциала. А ещё позволяет относиться к трудностям рабочих будней с долей позитива, а значит, делает выполнение работы намного приятнее.

  • Третье направление – профориентация. Так, каждый год для всех первоклашек Норильска, Талнаха, Кайеркана и Оганера первого сентября проводится «Урок Компании», на котором молодые специалисты в игровой форме рассказывают малышам о работе различных предприятий Заполярного филиала, о городе Норильске, о добыче руды и производстве металлов.
  • Кроме этого молодые специалисты общаются с выпускниками на предмет их дальнейшего обучения и трудоустройства. Они рассказывают подрастающему поколению о преимуществах работы в Компании «Норильсий никель». Такие беседы помогают будущим выпускникам определиться с выбором профессии. А ещё, участники ДМС являются живым примером того, как можно эффективно совмещать трудовую деятельность с активным отдыхом.

    Следующее направление – четвертое – адаптация на новом рабочем месте. Например, молодой работник приходит в Компанию, принимается за дело, но едва ли справляется с ним, потому что не до конца понимает, как правильно выполнять необходимый объём работы на данном предприятии. Он не знаком с коллективом и не знает основных правил организации. Здесь на помощь новому труженику приходят молодые специалисты, которые на практике, опираясь на свой собственный опыт, помогают новичку справиться с поставленной перед ним задачей.

    Наконец, научно-практическое направление. Здесь особое внимание уделяется свежим идеям молодых специалистов по корректировке принципа работы на том или ином предприятии. Ведь очень часто случается так, что теоретические знания молодого работника, полученные в ВУЗе, расходятся с практическими.

    Появляется мысль что-то изменить. Любые предложения рассматриваются руководством, и, кто знает, может именно благодаря вашей идее удастся внедрить новшество.

    Надо сказать, что самым активным и деятельным работникам предприятия Компания «Норильский никель» предлагает пройти повышение квалификации на руководящую должность, после которой специалист оказывается в резерве. И как только освобождается соответствующее место, его занимает этот счастливчик.

    Существуют проекты и общественно полезной деятельности. Что это значит? В первую очередь, это помощь городу, а точнее, его жителям. Вот один из примеров: 9 мая. С каждым годом в нашем городе становится всё меньше людей, отдавших свои силы и здоровье ради победы над фашизмом. Многим из оставшихся в живых, сегодня тяжело передвигаться даже по квартире. Но как приятно каждому из них знать, что о тебе помнят, готовы выслушать и поддержать добрым словом. Ребята из Движения молодых специалистов «Лидер» навестили всех ветеранов Великой отечественной войны. И не просто для «галочки», а с каждым общались, слушали истории боевых сражений, пили чай, шутили, а напоследок подарили памятные подарки.

    И так, «что для участника ДМС – отдых или хобби, то для компании – польза».

    Полина Кузнецова
    МБОУ «Лицей №1», 8 «Г»

    Почти серьезно

    Жизнь за кадром

    Большинство живущих на земле людей с телевизором встречает новый день и проводит вечер. Для одних этот «ящик» с голубым экраном становится спасением от одиночества, для других – возможно, единственным источником информации. Так просто, придя домой, одним нажатием кнопки стать участником мировых, региональных или просто городских событий, расслабиться в объятиях очередного сериала или азартно поболеть за любимую команду. Но задумывался ли кто-нибудь о том, что происходит там, за кадром?



    Юным корреспондентам молодёжного пресс-центра «Норильского никеля» посчастливилось побывать «за кулисами» Государственной телерадиокомпании «Норильск».

    Благодаря горно-металлургическому Комбинату, вложившему деньги в строительство первого в НПР Государственного телевидения, 30 декабря 1958 года местные жители не только услышали, но и увидели новости своего региона. ГТРК «Норильск» впервые вышла в эфир.

    И много лет назад, и сегодня гордостью телерадиокомпании является большая студия, в которой записывались различные научно-познавательные, детские программы, обсуждались наболевшие темы в прямом эфире. Последней наиболее популярной была программа «Текущий момент».

    Размах студии позволял не только быстро сменить декорации и сформировать любую площадку, но и мог вместить в себя целый танцевальный коллектив!

    Сейчас работа студии временно приостановлена. И не смотря на небольшое запустение и довольно ощутимый холод не отапливаемого помещения, эти стены и декорации ещё хранят тепло софитов, они помнят всех и вся и готовы в любой момент «воскреснуть», заработать под бдительным оком режиссёра.

    А вообще, над созданием программ всегда работает очень большая группа людей: операторы, отвечающие за работу нескольких камер, звукооператоры, ответственные за микрофоны и звук, работники технико-стационарного блока, занимающиеся обслуживанием аппаратуры и многие другие. Незначительная погрешность в работе одного человека, и процесс сорвется.

    Следующий павильон, который тоже достоин гордости и похвалы – это студия, из которой ведётся трансляция информационных программ «Вести-Норильск» и «Вести-Комбинат», передаются новости спорта, а так же записывается программа о культурных событиях нашего региона и не только «Циркум Поляндия».

    Тяжёлые звукоизолирующие двери отделяют коридор от небольшой, оборудованной по последнему слову техники студии. В наличие профессиональные камеры SONY, которые, конечно же, не такие громоздкие, как стационарные из первого павильона. Под камерой «скрыт» суфлер, который не попадает в объектив, зато отчетливо виден ведущему. Скорость суфлера регулируется администратором и всегда подстраивается под динамику речи телеведущего.

    Так как ГТРК «Норильск» является филиалом ВГТРК, а проще говоря, телеканала «Россия», поэтому новости наши выходят на двух каналах – норильском и российском. Несколько раз в день «Вести-Норильск» «врезаются» в эфир телеканала «Россия». И так происходит в каждом регионе нашей страны, где Государственная телерадиокомпания является филиалом ВГТРК.

    «Не шуметь и не отвлекать режиссерскую группу во время записи и монтажа!» – гласит надпись в аппаратной программы «Вести Норильск». Здесь бригада сотрудников собирает и выдает в прямой эфир выпуски новостей. Работа давно переведена на цифровое управление, и монтаж осуществляется нелинейный (компьютерный). Под рукой администратора два компьютера, которые позволяют контролировать суфлер и титры.

    Будущее телевидения – это цифровой сигнал. Вся работа построена только на нём. Сейчас любую программу можно запустить одним нажатием кнопки мыши, а внизу экрана выдать бегущую строку.

    Самое большое количество профессиональной и мощной аппаратуры сконцентрировано в аппаратно-студийном блоке (АСБ).

    И в аппаратной «Радио России» тоже всё компьютеризировано, магнитофоны давно не используются. «Врезка» в эфир происходит в десять часов утра и в десять вечера.

    Ни одна телекомпания не может существовать без радиотелевизионного передающего центра, в котором программы не создают, но занимаются распространением сигнала.

    Этажами выше – редакция «Вестей». О работе журналиста на телевидении нам рассказала шеф-редактор Елена Коваленко, с которой юнкорам молодёжного пресс-центра уже приходилось встречаться на мастер-классе. Далее – знакомство с коллективом. Но… мы не совсем вовремя – ведущие готовятся к эфиру, поэтому не отвлекаем и тихо ретируемся.

    Зато, буквально между съёмками, удалось застать оператора Юрия Толстого. Конечно, мы не смогли пройти мимо. Ведь роль оператора в телевизионном вещании одна из главенствующих. Не будет оператора, телевизор превратится в радио. Но откуда оператор знает, ЧТО необходимо снять журналисту для его сюжета?! Юрий поделился с нами основными приёмами общения жестами между корреспондентом и оператором. Кроме того, стало понятно, почему работа оператора скорее чисто мужская: женщине непросто удержать на своем плече камеру весом 13 кг и при этом целый рабочий день носить с собой сопутствующий «набор оператора» – штатив, кофр и т.д. Хотя встречаются индивидуумы. На курсах повышения квалификации он лично был знаком с девушкой-оператором.

    Возможно, в репортаже удалось осветить не все тонкости «закулисной» работы ГТРК «Норильск», главное, теперь мы знаем, что за кадром кипит жизнь огромного коллектива.

    Марина Ковтун
    МБОУ «СОШ №23», 11 «А»

    Достойно внимания

    «Доля, что жизни тяжелее…»

    В советское время о детях ГУЛАГа по понятным причинам говорить и писать было не принято. Школьные учебники и иные книги повествовали всё больше о дедушке Ленине на детских праздниках, о трогательной заботе, с которой отечественные чекисты и лично Феликс Эдмундович привечали беспризорников, о деятельности Макаренко. Лозунг «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» заменили иным – «Всё лучшее – детям!», но ситуация не изменилась.

    В 30-е годы беспризорных детей было около семи миллионов. Тогда проблема беспризорности была решена просто – помог ГУЛАГ. Эти пять букв стали зловещим символом жизни на грани смерти, символом беззакония, каторжного труда и человеческого бесправия.

    Сотни тысяч детей стали безвинными жертвами сталинского произвола. Дети были оторваны от семьи, от дома. Они были лишены детства, и все пережитое ими в лагерях навсегда искале­чило их жизни.

    В Конвенции о правах ребенка, в преамбуле, говорится: «Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Но Конвенцию приняли позже. А в сталинском СССР в ходу были иные юридические формулировки. Многие помнят документальные кадры о строительстве Беломорканала. Максим Горький, восхищавшийся стройкой, сказал, что это прекрасный способ перевоспитания заключенных. И детей, укравших с колхозного поля морковку или несколько колосков, пытались перевоспитывать таким же способом – непосильным трудом и нечеловеческими условиями существования.

    Помешала ли перевоспитанию юных жителей Страны Советов война? Увы, не только не помешала, но даже способствовала. И 7 июля 1941 года – через четыре дня после пресловутой речи Сталина, в дни, когда немецкие танки рвались к Ленинграду, Смоленску и Киеву, – состоялся указ Президиума Верховного Совета: судить детей с применением всех мер наказания – даже в тех случаях, когда они совершат преступления не умышленно, а по неосторожности. Закон есть закон! Итак, во время Великой Отечественной войны ГУЛАГ пополнился новыми «малолетками».

    В 1950 году, когда Норильск был буквально опутан колючей проволокой, открылась новая школа – № 4. Ее построили, разумеется, заключенные. При входе красовалась надпись:

    Заботой сталинской согрета,
    Страны Советов детвора,
    Примите в дар и в знак привета
    Вы школу новую, друзья!

    Восторженные дети, вошедшие в школу, действительно восприняли ее как подарок от товарища Сталина.

    Была и другая школа, но без новых парт, шикарных люстр и зимнего сада. Это была школа, устроенная прямо в бараке, где полуголодные «малолетки» 13-16 лет учились только читать и писать. И это в лучшем случае.

    Дети находились не только непосредственно в Норильске. Был в нескольких десятках километров от поселка штрафной изолятор Калларгон. Попал туда однажды маленький членовредитель за «страшное» преступление: «из ФЗУ самовольно вернулся домой – не выдержал голода». Сначала лесоповал, затем второе преступление – подделка талона на обед и лишняя порция баланды. Результат – Калларгон. А это наверняка смерть. Мальчик искусственно вызвал глубокую флегмону правой ладони, введя в руку шприцем керосин. Это была возможность попасть в больницу. Однако как членовредителя его отправили с попутным конвоем обратно...

    Был в лагере и ученик седьмого класса латвийской гимназии. Вина его заключалась в том, что он крикнул: «Да здравствует свободная Латвия!» В итоге – десять лет лагерей.

    Ничего удивительного, что, очутившись в Норильске, он пришел в ужас и попытался бежать. Его поймали. Обычно беглецов убивали, а трупы выставляли напоказ в лаготделении. Но с этим мальчиком было несколько иначе: когда его доставили в Норильск, он был в ужасном состоянии. Если бы его сразу привели в больницу, его еще можно было бы спасти. Но его бросили в тюрьму, предварительно избив.

    Когда мальчик, наконец, попал в больницу, врачи оказались бессильны. Видимо, он получил хорошее воспитание, потому что за всё, будь то укол, грелка или просто поправленная подушка, он чуть слышно благодарил:

    – Мерси...

    Вскоре он умер. На вскрытии выяснилось, что желудок у бедного мальчика был, словно из кружев: он сам себя переварил...

    Были дети и на так называемом Урановом полуострове – в «Рыбаке», особом секретном лагере, который не был обозначен даже на специальных картах НКВД – видимо, в целях конспирации. Остаться в живых после работы на секретном объекте было невозможно. Часть заключенных умерли от лучевой болезни, а других по окончании работ погрузили на баржи и утопили...

    До сих пор неизвестна точная цифра умерших в Норильске детей. Никто не знает, сколько детей убил ГУЛАГ.

    Надо сказать, что в лагерях были и дома младенца. В том числе и на территории Норильлага. Всего в 1951 г. в этих домах находились свыше пятисот детей. Нянями в бараке работали заключенные женщины, осужденные за бытовые преступления, имеющие своих детей...

    В семь часов утра няньки делали побудку малышам. Тычками, пинками поднимали их из ненагретых постелей (для «чистоты» детей одеяльцами их не укрывали, а набрасывали их поверх кроваток). Толкая детей в спинки кулаками и осыпая грубой бранью, меняли распашонки, подмывали ледяной водой. А малыши даже плакать не смели. Они только кряхтели по-стариковски и – гукали. Это страшное гуканье, целыми днями неслось из детских кроваток. Дети, которым полагалось уже сидеть или ползать, лежали на спинках, поджав ножки к животу, и издавали эти странные звуки, похожие на приглушенный голубиный стон. Выжить в таких условиях можно было только чудом.

    То, что происходило в ГУЛАГЕ, – это детоубийство в прямом смысле слова.

    Мы попытались взглянуть на жизнь детей, которых затянуло в лагерный водоворот.

    Конечно, у кого-то в сталинском СССР детство и впрямь было счастливым – хотя вряд ли за это следовало благодарить вождя. На воле дети отправлялись в походы, пели песни у костра, отдыхали в пионерских лагерях, а не в иных. Для них сочиняли массу прекрасных песен, их любили родители, они носили красивые туфельки...

    Необходимость помнить бесчеловечность сталинской эпохи и не допустить повторения трагической судьбы ни в чем не повинных детей – задача правового и гражданского общества, которое строится в Российской Федерации.

    И в наши дни отношение государства к детям оставляет желать лучшего. Дети остаются самыми незащищенными в обществе, но хочется верить, что рано или поздно, в России, наконец, претворится в жизнь лозунг: «Все лучшее – детям».

    Илларион Голубев
    ПЛ №17», 2 курс, 27 группа

    События

    Мои стихи, сливаясь и журча, текут…

    29 марта в городской публичной библиотеке прошёл экспериментальный литературный конкурс «Новое перо - 2009», который был приурочен к 210-летию великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

    Воскресным утром читальный зал библиотеки собрал порядка тридцати ребят в возрасте от 14 до 19 лет, желающих продемонстрировать свой литературный талант. Конкурс «Новое перо» в Норильске проводится впервые. Для участия в нем библиотека приняла 42 заявки. Однако некоторые участники не смогли преодолеть соблазна подольше поспать в последний день весенних каникул. А вот Анастасия Москвина, с большим желанием приняла предложение участвовать в конкурсе: «Не смотря на то, что мой день четко распланирован, я стараюсь не пропускать ни одного мероприятия. Только что я была у репетитора, а сейчас уже готова писать стихи, потому что меня очень привлекает литература».

    Литературный конкурс начался со вскрытия конверта, в котором находились темы для будущих произведений. Темы представляли собой цитаты из стихотворений Александра Пушкина. Например: «На волю птичку выпускаю», «Мои стихи, сливаясь и журча, текут», «И сердце вновь горит и любит». Участникам необходимо было создать своё творение, опираясь на выбранную строку из произведения.

    На целых полтора часа ребята окунулись в атмосферу поэзии, и обыкновенный читальный зал превратился в место, где каждый смог хоть немного ощутить себя поэтом или прозаиком.

    По окончании конкурса были подведены итоги. В течение сорока минут жюри, в состав которого вошли: заместитель публичной библиотеки Татьяна Журавлева, руководитель литературного объединения «Водолейчик» Наталья Фомина и член союза писателей и руководитель центра литературного творчества «Водолей» Татьяна Шайбулататова, оценивало работы участников.

    «Нам хотелось посмотреть на владение великим, могучим, красивым русским языком, поэтому в первую очередь мы оценивали архитектонику (художественную соразмерность в построении произведения) и семантику (значение слова, оборота речи)» - пояснила Наталья Фомина.

    После недолгих споров судейская коллегия все же приняла решение, и Татьяна Журавлева объявила итоги экспериментального литературного конкурса.

    Победительницей стала воспитанница центра литературного творчества «Водолей» Анна Адриан.

    Призовые места так же заняли:

    • Игорь Тазеев (МБОУ «СОШ №27») и Анастасия Стрелкина (Студия «Перемена»).

    Победителей наградили дипломами и ценными подарками, а их руководители получили благодарственные письма Управления по делам культуры и искусства города Норильска. Кроме того, 14 произведений, которые понравились жюри, но не вошли в тройку лидеров, будут рекомендованы к публикации в литературном сборнике «Молодое перо». Все участники конкурса получили сертификаты об участии в данном мероприятии.

    Анна Безкровная
    Студия «Перемена»

    Мероприятия

    В гостях у сказки

    «Один за всех и все за одного!» Помните известную фразу из кинофильма «Три Мушкетёра»? Участники конкурса «Аты-баты, шли солдаты» тоже хорошо помнят эти слова. Команде профессионального лицея №17 посчастливилось выступить в роли героев известного приключенческого фильма.

    Солдаты из будущего, викинги, пираты – всё это персонажи из разных фильмом. Но цель у всех одна: весело и с юмором провести мероприятие, приуроченное ко Дню победы.

    В Норильске конкурс проводится совсем недавно, всего второй раз, но это не помешало организаторам сделать его зрелищным и интересным. Спектакль про похищение принцессы, которая сбежала от своего отца-короля, жаждущего выдать её замуж за не любимого человека, хождение по тундре несостоявшейся королевы, пираты, солдаты, викинги и тем более мушкетеры … Причем здесь 9 мая?! Ну, тогда по порядку.

    Принцесса так не хотела выходить замуж, что решилась на крайнюю меру – убежать из дома. А на улице зима, лютый мороз, тундра, лесные звери. Тут уж не до романтических балов, как во дворце. И король на очередном совете, ставит вопрос – «Кто пойдет искать принцессу?» В роли спасителей выступили три мушкетёра, солдаты из будущего, викинги и пираты.

    Вот здесь-то всё и началось. Спасителей ждали нешуточные испытания, достойные настоящих героев. И пусть им не пришлось сражаться на поле боя, но на то, чтобы выступить на сцене перед немалым количеством зрителей и не упасть в грязь лицом, необходимо немалое мужество. А ведь конкурсантам и песню необходимо было спеть, и проявить свой актёрский талант в театральной постановке, а ещё фильм смонтировать и самим же озвучить. Что уж говорить о полосе препятствий?! Её вообще необходимо было пройти с закрытыми глазами!

    Любая сказка имеет счастливый конец. Вот и наш конкурс закончился благополучно. Принцессу нашли и вернули безутешному отцу, а победителей вознаградили по достоинству. Команду «Три мушкетёра» отметили, как самую стильную. Все ребята получи памятные призы, грамоты, массу позитива и заряд бодрости и духа до следующего конкурса.

    Ксения Коробейникова
    ПЛ №17, 2 курс, 27 группа

    Проба пера

    Губка Боб и 40 дырок

    14 июля 1986 года обыкновенному учителю из городка Форт Силл, штата Оклахома Стивену Хилленбургу пришло в голову создать мультипликационного героя, похожего на обыкновенную губку. Так появился забавный и неповторимый Губка Боб. Правда, первый эскиз этого необычного героя появился лишь через 10 лет, в 1996 году. Сначала Боба назвали «Губка Бой», но в процессе создания мультфильма, Стивен переименовал своего героя на Боба – и он вмиг стал взрослым!

    Но где должен жить Губка Боб? Конечно же, в морских глубинах. Следовательно, необходимо создать подводный город. Чем и занялся Стивен. Через некоторое время на свет появилась настоящая карта Бикини Ботом со своими дорогами, странными жилищами и другими достопримечательностями.

    Стивен Хилленбург – бывший морской биолог. Хорошо рисовать научился в школе искусств, там же влюбился и в мультипликацию. Какие-то свои качества он привил и своему герою. Например, Губка Боб работает поваром в ресторане морепродуктов, как и когда-то сам его создатель.

    Лучший друг Губки Боба – это морская звезда Патрик Стар. Ничего не делает и нигде не работает. Такой образ жизни его устраивает.

    Бобу нравится белка-ученый Сенди Чикс. Сенди раньше жила в Техасе. Ей очень нравится заниматься спортом. А ещё, она постоянно ходит в скафандре.

    Наверное, тяжело белке под водой без специального костюма.

    Соседа Боба зовут Сквидвард Тэнтаклес. Он осьминог и работает кассиром в ресторане «Красти Краб». А ещё, он имеет только 6 щупалец. Просто аниматоры устали и решили, что Сквидварду и так достаточно.

    Губка Боб впервые появился в серии «Требуются работники».

    Любимый праздник Боба – 1 апреля. У него есть награда – «Труженик месяца». А ещё, в Губке Бобе 40 дырок.

    Вот такой замечательный Губка Боб и все его друзья!

    Надежда Чудинова
    МБОУ «Гимназия №4», 5 «А»

    Норильский Никель Производство и профессии Образование Профориентация в школе Родной край Спорт, отдых, хобби Знакомства и общение НорНикель-классы

    © ОАО ГМК "Норильский никель" 2004–2017.
    Красноярский край и Таймыр: Норильск (Талнах, Кайеркан, Дудинка), Красноярск. Мурманская область и Кольский полуостров: Мончегорск, Заполярный, пос. Никель. Москва, Санкт-Петербург, Сочи.
    Web-дизайн сайта, создание сайта - Текарт.

    Рейтинг@Mail.ru