Профориентация в школе  :: «Формула успеха»

«Формула успеха» (N 26, январь 2010 г.)

Лидеры принадлежат своему поколению, а не самим себе.
Майлс Монро

От редакции

Здравствуйте, наши уважаемые читатели!

Тем, кто уже сейчас задаёт себе вопрос: «Кем быть?», задумывается о выборе профессии, предлагаем обратиться к рубрике «Актуально». Вадим Столяров познакомит читателей с элективными курсами Центра образования №2.

С 5 ноября по 15 декабря 2009-го года в молодёжном пресс-центре «Норильского никеля» проводился конкурс по журналистике среди юных корреспондентов школьных пресс-центров на тему «Интересный человек». Лучшие материалы, а так же работы-победители мы будем публиковать в нескольких выпусках газеты «Формула успеха». Не пропустите «Спецвыпуск».

Надо сказать, 2009-й год был насыщен различными экскурсиями, познавательными и поучительными мероприятиями. Поэтому предлагаем вашему вниманию своеобразный отчёт о проделанной работе в рубриках «События» и «Мероприятия».

В этом выпуске газеты мы решили немного поэкспериментировать и включили два материала-эссэ: «Свобода – личный выбор каждого» и «Мы – дети галактики». Ждём ваших откликов, но не судите слишком строго.

Не пропусти свой успех, а формулу мы тебе подскажем!

Пресс-центр «Формулы успеха»

Содержание

  1. Работа без отрыва от учёбы
  2. Интересный человек - каков он?
  3. Открытие года
  4. Катька - артистка погорелого театра
  5. Одаренные дети
  6. Что на свете всего вкуснее
  7. Журналист из поднебесья
  8. Васюткиной тропой
  9. Путешествие по родному краю
  10. Свобода - личный выбор каждого
  11. Мы - дети галактики
Актуально

Работа без отрыва от учёбы

Сегодня техникумы и ВУЗы пестрят богатым выбором различных специальностей, глаза разбегаются, когда начинаешь знакомиться с тем или иным учебным заведением. А выбрать предстоит что-то одно. Таким образом, определение будущей профессии становится одной из сложнейших задач каждого школьника.

1_03.jpg

 

Вот уже несколько лет, помимо своих основных задач – обеспечения профессиональными навыками старшеклассников, Центр образования №2 района Талнах проводит работу по ознакомлению с миром профессий для учащихся средних школ. Педагоги Центра разработали элективные курсы для учащихся девятых классов, на которых ребята могут познакомиться с такими профессиями, как: кулинар, маникюрша, оператор ЭВМ, стилист-визажист, менеджер, секретарь-референт, электрослесарь, журналист, медицинский работник, рекламный агент, социальный педагог, агент по туризму, психолог, юрист.

 

1_01.jpg

Занятия насыщены различными практическими заданиями и деловыми играми, дающими возможность соприкоснуться с профессиями в условиях максимально приближенным к реальным, почувствовать себя в роли специалиста, определиться, интересна ли данная профессия, и способны ли школьники достичь в ней успеха.
Благодаря занятиям элективных курсов, ребята учатся работать как коллективно, так и индивидуально, приобретают полезные навыки и узнают много нового и интересного.
Кабинеты оснащены всем необходимым: если кто-то захочет попробовать себя в роли менеджера, у него будет свой рабочий стол и компьютер. В распоряжении электрослесаря – масса различного электрооборудования.

 

1_02.jpg

 

По окончании курса всем девятиклассникам предстоит выполнить практическое задание, которое подведет итог их работы и покажет, чего смог добиться каждый в той или иной профессии. Как официальное подтверждение, каждому ученику вручают зачетный лист с оценкой и рекомендацией.
Продолжительность каждого курса – одна учебная четверть, то есть за год можно познакомиться с четырьмя профессиями на выбор.
Стоит отметить, что занятия проводятся бесплатно. Это делает их доступными для любого девятиклассника, нужно только желание.

Вадим Столяров 
МБОУ «Центр образования №2», 9 класс

"Интересный человек". Спецвыпуск

Интересный человек - каков он?

«Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением» — сказал в свое время известный русский критик В. Г. Белинский. И он был абсолютно прав. На протяжении всей жизни нам очень часто приходится знакомиться с различными людьми, общаться, дружить. Почему же к одним людям нас словно что-то притягивает, нам хочется больше узнать о них, стать похожими на них, а другие люди остаются для нас безразличны? Чем определяется то, интересен нам человек или нет?

Многие считают интересными тех людей, которые обладают внешней красотой. Конечно, таким человеком приятно любоваться. Однако достаточно ли внешней привлекательности для того, чтобы заинтересовать другого человека. Если с такими людьми не о чем поговорить, если их стремления и чувства поверхностны, если их умственное развитие, скажем прямо, невысоко, то какой интерес они могут представлять, чем могут удерживать внимание? Ведь красивая вещь тоже привлекает взгляды, ею любуются, но не больше. А со временем к ней вообще привыкают и перестают замечать. Так же и с людьми, которые не имеют ничего, кроме внешних данных.

А как часто приходится нам встречать умных, образованных людей, которые прочитали горы книг, интересуются общественной и политической жизнью, историей. Они — настоящая сокровищница знаний во всех областях. Но, погружаясь целиком в науку, они часто забывают об обычной жизни, с ее радостями и бедами, с ее стремительным развитием. Такие люди не обращают внимания на то, как они выглядят, во что одеты, какими предметами и вещами окружают себя. Это другая сторона медали. И такой человек, заинтересовав на какое-то время своим запасом знаний, постепенно становится всё менее интересным.

Кроме того, по-настоящему умный человек всегда использует свой ум для совершенствования самого себя, для того чтобы помогать другим людям, приносить пользу обществу. Такой человек всегда знает, на что направить свой ум, силы, энергию. «Люди как реки, — писал Л. Н. Толстой, — вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то широкая, то тихая, то быстрая, то чистая, то мутная, то теплая, то холодная. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь, между тем, самим собою».

Да, и ум, и красота должны присутствовать в человеке, чтобы вызывать интерес окружающих. Однако это далеко не все, что привлекает нас в людях. На мой взгляд, на первое место стоит поставить внутренний мир человека — его душу. То, как он относится к окружающим, чему радуется, о чем сожалеет, чему сочувствует, что порицает и что считает своим идеалом; к чему стремится и чего избегает. Человек, наделенный богатым внутренним миром, всегда имеет высокие стремления, мечтает о чем-то. И это возвышает его в глазах окружающих. Ведь без мечты человек становится похожим на животное. Именно мечты заставляют нас двигаться вперед, достигать светлых целей, выстраивать свою жизнь, наполнять ее смыслом.

Если бы мы могли сразу же заглянуть во внутренний мир человека, понять, чем он живет, что чувствует, о чем мечтает, то могли бы наиболее верно понять его. К сожалению, мы этого не можем. Человек раскрывается только в процессе общения, наблюдения за ним, за его поступками и делами. Ведь поведение — зеркало, в котором отражается весь человек, вся его душа. Только по поступкам человека мы можем определить, наполнена ли его жизнь смыслом или он просто плывет по течению; есть ли в нем какое-то глубокое содержание или он просто «оболочка»; интересен он или скучен. Но тем более интересно узнавать того, кто находится рядом, открывать постепенно для себя его душу. Хочется только, чтобы эти открытия были приятными и интересными. И я снова обращусь за поддержкой к классикам. Бекон писал: «В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе». Я понимаю это так, что каждый человек должен работать над тем, чтобы наполнить свой внутренний мир прекрасным содержанием. Только тогда он приобретет и внешнюю красоту, и станет во всех смыслах интересным человеком.

Светлана Чикильдина 
Выпускница

Открытие года

На обложке журнала «Маруся» ученики школы №41 увидели лицо своей одноклассницы Екатерины Зориной. Какая же она, оказывается, красавица! Правильные черты лица, красиво уложенные волосы, очаровательная улыбка. А самое главное – необыкновенное обаяние, внутренняя красота и притягательная сила добра, которые пронизывают весь облик Кати. Именно журнал «Маруся» заставил всех посмотреть на девушку совсем по-другому. 

3_01.jpg…Итак, всё, или почти всё о Екатерине Зориной. Она живёт в хорошей дружной семье. Все начинания девочки горячо поддерживаются родителями и обязательно обсуждаются на семейном совете. Именно мама и папа смогли так воспитать Катю, что ей до всего есть дело, ей всё интересно, она до конца отдаётся тому, чем занимается. Самая большая любовь Кати – это её маленькая сестрёнка Ирочка. Уверена, вы не найдёте в нашем мире сестру, подобную нежной и заботливой Кате.

Одноклассники Кати уверены, что у неё неординарный подход к жизни. Общаясь с ней, мы поняли, что это самый нормальный, человеческий подход девушки, по-настоящему любящей и ценящей эту самую жизнь. Кроме того, она оптимистка, как сама говорит, «оптимистичная до ужаса». 

Некоторых одноклассников даже раздражает её гиперактивность, но и они опираются на плечо Кати, когда нужна помощь. А Катюша не скупится на добро, она во всём видит только позитив. 
Круг занятий и интересов девочки необъятен! Можно позавидовать её успехам и достижениям. С пяти лет занималась танцами, рисованием, музыкой. С 5-го класса посещает театральную студию. Недавно с отличием окончила музыкальную школу. Сейчас серьёзно занимается журналистикой. Да что там говорить! Катя очень хорошо учится, а педагоги её не просто отличают, они с удовольствием спрашивают девушку на уроках. Ведь она такая озорная, весёлая, чудная. Её не интересуют оценки, ей просто всё интересно знать.

Ирина Викторовна, преподаватель русского языка и литературы, рассказала нам об уроке инсценированной басни. Надо было сыграть роль свиньи в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом». Как вы думаете, кто согласился на эту неэстетичную роль? Конечно, Катенька. Она нисколько не стеснялась, показывая мастерскую игру: хрюкала, тёрлась о воображаемый дуб, создавая характер толстой, глупой и наглой свиньи. Это был настоящий восторг. А Катерина говорит, что просто помогла подруге, «переиграла саму себя».

Впереди у Катюши много всего нового, неизведанного. Она готовит себя к профессии телеведущей или редактора журнала. У такой умницы и красавицы всё получится! А нам теперь не нужно далеко ходить, чтобы найти интересного человека, которому хотелось бы подражать, у которого можно многому научиться. Вот она – наша Екатерина Зорина, ученица восьмого класса сорок первой норильской школы! 

Наталья Андрющенко
МБОУ «СОШ № 41», 11 «В»

Катька – артистка погорелого театра

… Я хочу рассказать о судьбе нашей землячки, жизнь которой прошла на норильской земле.
Екатерина Александровна Багрова росла в селе Амонаш, что близ города Канска в семье рабочих. Отец, Александр Евсеевич, был грамотным крестьянином. Мать, Мария Григорьевна, писать и читать не могла, но была заботливой хозяйкой. Тяжелым трудом сложили крепкое семейное хозяйство. В семье, кроме Екатерины, росли два брата и сестра. Казалось, страшные времена установления советской власти и все, что с этим было связано, канули в лету безвозвратно.

Тучи начали сгущаться над селом в июне 1931 года. Страшное слово «раскулачивание» коснулось и этой крестьянской семьи. Отца арестовали, а мать и всех детей, разрешив взять только самое необходимое, посадили в повозку и под конвоем отправили в речной порт. «Народу здесь собралось – тьма». Как потом оказалось, конвоиры привезли и мужчин, которых ранее арестовали. Семьи воссоединились, чтобы отправиться в далекую ссылку, вниз по Енисею в необжитое местечко Игарка. 

«На пароходе мы плыли больше месяца. Помню, что по дороге умер младший братик. Взрослые до последнего качали его на руках, делая вид, что он жив. Ведь его могли выбросить за борт. Как только нас высадили на берег, мальчонку похоронили».

4_01.jpg4_02.jpg

Уцелевшие стены разрушенного кирпичного завода, сарайчики, шалаши – вот и все, что ссыльные увидели по прибытии на берег. 

Люди, приехавшие в Игарку не по своей воле, оказались предоставлены сами себе. Никаких условий для существования. Есть было нечего. Дети и взрослые умирали от тифа, «съедала вша». Первое, что построили бала – баня. Мылись все вместе: и мужчины, и женщины, и дети. Воду передавали цепочкой в ведрах. Пока моются одни, другие передают, потом менялись. Но трудности не помешали людям обустроить быт, поэтому – хоть и не без труда – удалось перезимовать. Жили скученно: в маленькой комнате по шесть человек, взрослых и детей. Но, может быть, такая перенаселенность и спасала от холода…

«Мой тятенька устроился в порт коневозчиком, а мама работала в гостинице. В рассрочку удалось купить корову. Словом жизнь налаживалась»… 
А в 38-м пришло в Игарку страшное понятие «враг народа». В ночь на первое апреля военные вошли в дом и арестовали отца. «Больше я своего тятеньку никогда не видела». Через несколько дней, пришел милиционер и увел корову: «Семье врага народа корова не положена».

4_03.jpg4_04.jpg

В осиротевшую семью пришли голод и лишения. «…Маму три раза садили. В школе мы были не нужны, нас не считали людьми. Мне пришлось оставить школу и идти работать»
В военном 42-м Екатерина Александровна познакомилась с будущим мужем. Радист Валентин Багров, направляясь на новое назначение в Норильск, временно остановился в Игарке. Уже в январе 43-го они приехали в Норильск вместе. Поселок представлял собой большой лагерь для заключенных…

Замужество и отъезд в Норильск стали новым поворотом в судьбе Екатерины Багровой. Здесь первый год жизни, против Игарки, голодной и холодной, показался более благополучным. Устроилась работать на радиостанцию. Через много лет работы ей присвоили звание «Почетный радист СССР».

В 1956 году, когда началась реабилитация политических, Екатерина Александровна, получила новый паспорт, где уже не было пометки об осуждении отца по 58-й статье, и можно было свободно передвигаться по стране. Но она предпочитала остаться в Норильске. 

«В 61-м году был клич: всем стать грамотными. Я после двенадцати часов работы училась в вечерней школе, в то время как меня дома ждали трое детей. Несмотря на занятость, образованными стать было много желающих. Классы были наполнены по 50 человек. Бывало, придут мужики с рудника, сидят на уроках и носом клюют. Конечно, из-под земли и сразу в школу, тут никаких сил на учебу и не останется. В общем, до конца до десятого класса дошли только двое из шестидесяти человек. В 64-м году я окончила школу, мне было сорок лет».

…Екатерине Александровне удалось узнать о судьбе своего отца после ареста. В 1988 году она получила справку от МВД, что он – Осадчий Александр Евсеевич – был расстрелян как «участник антисоветского заговора». До того она ничего не знала о судьбе отца, и ее мама до самой своей смерти ждала его возвращения.

Ей часто снится город-лагерь, опутанный колючей проволокой, колонны изможденных заключенных, пулеметные очереди, лай собак, черные с красной полосой флаги восстания…
…«Я видела в своей жизни все: радость и горе, потери и новые обретения, голод и холод… И меня ничем не удивить, не испугать. Сейчас, хочется подвести итог жизни и сказать, что не сбылась лишь одна мечта – стать актрисой. Ведь в школе я часто слышала в свой адрес: «Катька с погорелого театра». Так и жизнь прошла как на сцене. Каждый день и новая роль. Только слезы и горе по-настоящему сыграть невозможно. Говорят, что Бог дает испытания тем, кто их может выдержать. Наверное, это так»…

Анна Рахматуллина
МБОУ «СОШ № 3», 11 «А»

Подробнее смотрите в разделе Статьи

Одаренные  дети

Не у каждого есть способности. К примеру, танцевать, петь, сочинять стихи или прозу умеет далеко не каждый, а феноменальной памятью обладают и того единицы. В этом я убедилась. Однако уверена и в том, что в каждой школе есть одарённые дети. Знакомьтесь – будущие выпускники Школы-интерната №2 – Регина Валеева и Андрей Герасименко.

Регина в свои 16 лет и поет, и танцует, пишет картины и организовывает концерты в школе, сочиняет сценарии к всевозможным праздничным мероприятиям и сама выступает в роли ведущей.

Энергии хоть отбавляй! Впервые обнаружила свои таланты пять лет назад: на школьном празднике мастерски перевоплотилась в серьёзного педагога в постановке «Мой учитель».
Сегодня это вполне состоявшийся, творчески и духовно развитый человек. Многие удивляются, откуда она берет вдохновение и столько энергии. Оказывается, когда Регина видит на сцене маленьких детей, у нее поднимается настроение, а от этого, как она говорит, и берется вдохновение.

В будущем планирует стать дизайнером или стилистом. Но сначала хочет поступить в Санкт-Петербургский университет. Регина очень позитивная и открытая девочка. И люди к ней тянутся.

Что можно сказать об Андрее Герасименко? Да у него способность необыкновенная! Феноменальная память. Сначала я думала память, как память, просто хорошо развитая. Ан, нет. Уверяю, с такой мне ещё не приходилось сталкиваться! Андрею ничего не стоит на слух запомнить длинные номера телефонов абсолютно незнакомых людей. Способность к моментальному запоминанию открыла в мальчике его бабушка. Она же способствовала и дальнейшему развитию его памяти, благодаря заучиванию сложных стихов и песен.

Одарённые дети есть, просто их мало и они не выпячивают свою одарённость! Может это и к лучшему. Если бы все были уникальными, то жить было бы неинтересно!

Виктория Гаврус
МБОУ «Школа-интернат №2», 8 «А»

События

Что на свете всего вкуснее

Недавно прошло, наверное, самое вкусное городское мероприятие уходящего 2009-го года - кулинарный поединок, посвященный теме «Фестиваль национальной кухни», в котором приняли участие старшеклассники Центров образования Большого Норильска, и даже учащиеся «Таймырского колледжа» города Дудинка. Каждая команда заранее заявила о том, кухню какого народа будет представлять.

Наша команда Центра образования № 2 района Талнах, выбрала украинскую кухню, Норильский центр - азербайджанскую, Кайеркан предпочел испанскую, а Дудинка, конечно - кухню народов Таймыра.

 

6_01.jpg

 

Это не просто банальный конкурс «у кого вкусней», здесь учитывалось все: сервировка стола, оригинальность, знание культуры и обычаев, яркая презентация национальной кухни, костюмы, музыкальное оформление.

Конечно, такое масштабное мероприятие требовало от нас серьезной подготовки. К подготовке приступили за несколько недель до конкурса. Начали с изучения обычаев и традиций Украины, специфики кухни и секретов приготовления традиционных блюд. Затем учились красиво, по-украински щедро накрывать на стол: молодая картошечка, сальце с чесночком, копчености, свежие овощи, вареники, пирожки - все эти вкусности были на нашем столе в избытке. Определились, какие блюда будем презентовать в нашем конкурсе: салат «Экзотика» и оригинальный десерт «Лебединое озеро».

 

6_02.jpg

Затем активно приступили к творческой самодеятельности, писали сценарий, подбирали национальные костюмы и предметы быта, музыкальное сопровождение презентации наших работ. Тщательно отрепетировали веселые номера и песню, научившись с задором «Шо-кать» и «Гэ-кать».

Само мероприятие прошло не напряженно, но волнение, безусловно, присутствовало. Пока мы готовили блюда и украшали стол, с болельщиками команд проводились различные конкурсные игры.

 

6_03.jpg

 

Когда все было готово и члены жюри с нетерпением и нескрываемым аппетитом поглядывали на наши столы, мы приступили к презентациям блюд.
К сожалению, мы получили лишь 3 место. Сначала, конечно, расстроились, но огорчение длилось не долго. Мы получили хороший опыт, показали свои способности, и просто замечательно провели время!

Ведь главное - не победа! Главное, что после конкурса мы с радостью объелись плодами нашего творчества и подаренным тортом!

Анна Бербич, Анна Комиссарова
МБОУ «Центр образования № 2» 11 «А»

Журналист из поднебесья

«Наш пострел везде поспел», - говорил Алексей Горький об одном из самых выдающихся журналистов нашего северного города - Максиме Рябчикове.

7_01.jpg7_02.jpg

Этот человек был не просто корреспондентом, он совершил массу журналистских подвигов - стал одним из первых, кто поднялся в небо на дережабле, совершил ни один полёт на самолетах новых конструкций и планерах. Благодаря его трудам вышли первые фильмы про космонавтов. Журналист выполнял не только статьи, очерки и рассказы, но и писал книги. За его плечами более пятисот теле- и радио передач. Чего только стоил большой документальный фильм о Норильске! Во время его просмотра возникает чувство непосредственного присутствия в том - строящемся северном городе.

 

7_03.jpg

 

Со знаменитым Максимом Рябчиковым можно было познакомиться на выставке в музее истории освоения и развития Норильского промышленного района. Здесь было представлено не только огромное количество фоторабот, писем, книг, зарисовок журналиста, но и печатная машинка и фотоаппарат Рябчикова.

Анастасия Борисова
Студия «Перемена»

Мероприятия

Васюткиной тропой

Васюткиной тропойВ гостях у руководителей экспедиции
В экспедицию на белом теплоходеЛедяные картины
На берегу ЕнисеяУчимся ориентироваться по затесям

Путешествие по родному краю

Каждый из нас неразрывно связан с тем местом, где он родился, живёт, радуется, грустит, постепенно взрослеет, находит друзей. Людей, живущих в Красноярском крае, отличает радушное гостеприимство. И я приглашаю читателей в увлекательное путешествие по нашему замечательному краю.

Это одно из красивейших мест в мире. На юге Красноярского края поднимаются хребты Западного и Восточного Саяна. Реки «пропилили» в них глубокие долины, склоны которых одеты тайгой.
«Сила и очарование тайги не в деревьях-гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве только одни перелётные птицы знают, где она кончается. Взберешься на высокий холм, глянешь вперёд на восток, по направлению дороги, и видишь внизу лес, дальше холм, кудрявый от леса, а за ним другой холм, такой же кудрявый, а за ним третий, и так без конца...», - так писал о красоте нашего края А.П.Чехов.

9_01.jpg9_02.jpg

В самой северной части Красноярского края расположен полуостров Таймыр - царство тундры. Если смотреть на это царство с высоты самолёта, то можно увидеть множество озёр, образующих прихотливое кружево. Таймыр в переводе с одного из местных языков означает «щедрый». С древних времён его называли «полуостровом сокровищ». Здесь находятся самые богатые на планете месторождения полезных ископаемых. На юге полуострова расположено плато Путорана - многоступенчатое сооружение природы с плоскими вершинами.

9_03.jpg9_04.jpg

В 1921 году на Таймыр прибыла первая геологическая экспедиция под руководством Николая Урванцева, который обнаружил здесь запасы каменного угля и месторождение медно-никелевых руд. Для освоения минеральных богатств края в суровом Заполярье вырос самый северный город - Норильск. Вокруг города сформировался мощный индустриальный район с предприятиями по добыче меди, никеля и редкоземельных металлов. А на этих предприятиях стали работать замечательные люди, влюблённые в север и в своё дело. Арктика подчинилась русским людям.

Эти люди были наши дедушки и бабушки. Сейчас дело первых землепроходцев продолжают наши родители, которые добывают руду на рудниках, плавят металл и стараются сделать наш город и весь Красноярский край красивым и богатым. Во многих семьях существуют семейные династии, где дети продолжают дело своих родителей, работают вместе с ними на заводах и фабриках. Происходит смена поколений, где связующим звеном являются дети.

9_05.jpg9_06.jpg

Но Красноярский край - это не только рудники и заводы, это ещё и богатое культурное наследие. Памятники старины, музеи, заповедники, театры - все ценности старшее поколение передаёт нам - детям. В родных краях всё кажется более красивым, чистым. Именно наша родная природа дарит нам самые светлые чувства, позволяет полной грудью вдыхать аромат дорогих с детства полей, лесов; любоваться разливами рек, которые нигде больше не могут быть прозрачней, глубже, шире. Солнце на родине - самое яркое, снег зимой - самый ослепительно-белый. И, кажется, только здесь можно увидеть разноцветное сказочное северное сияние. Любить свой край - значит любить и людей, которые здесь живут, трудятся, мечтают, воспитывают детей. Ведь будущее нашего края в наших руках.

Альбина Наримбетова
МБОУ «СОШ №27», 6 «Б»

Есть мнение

Свобода - личный выбор каждого

Пожалуй, никто из нас еще не смог и вряд ли сможет найти точный ответ на вопрос «Что такое свобода?». Хотя бы потому, что каждый этому понятию даёт свое определение.

10_01.jpgДля кого-то свобода - это прежде всего независимость; для другого - возможность творить, выбирать, созидать, быть вольным от стереотипов; у третьего же феномен свободы может быть замещен понятием о вседозволенности... В последнем случае скорее всего в связи с малым кругозором и, возможно, низким духовным уровнем. Однако уверена, никто не поспорит с тем, что свобода - это преодоление ограничений своих возможностей. Другими словами «человек волен сам мыслить свою свободу - у него на это есть право, и в этом тоже проявляется его свобода».

Гордон Оллпорт отметил, что психологии «...известно так много ограничений свободы, что она склонна полагать, что, в конечном счете, всё поведение детерминировано и свободных действий не бывает... Личность зависит от многих данностей». Это говорит о том, что мы всегда находимся в ограниченных рамках от своих физиологических возможностей, зависим от еды, общения и самовыражения, то есть, зависим от того, чем можем себя удовлетворить.

Один знакомый мне анархо-индивидуалист высказал мнение о том, что лишь в одиночестве можно обрести свободу. Если исходить из теории Елены Кузнецовой - автора «Психологии свободы» - «стремление к свободе ведет к самопознанию, самоизменению», то, безусловно, одиночество становится для человека свободой. Ведь именно наедине с собой у каждого есть возможность познать глубины самого себя, услышать и заметить то, чему раньше не предавалось должного значения; вспомнить мельчайшие подробности или наоборот забыться; перевернуть свое мировоззрение или убедиться в правильности своих нынешних взглядов и праведности своих действий, помыслов. Здесь человек имеет возможность почувствовать себя уникальным, неповторимым в своем одиночестве.

С другой стороны - всё хорошо лишь в меру, в большом количестве такая терапия одиночеством становится смертельно опасной. Ведь, согласитесь, большинство людей, живущих на планете, не смогло бы пребывать наедине с собой продолжительный период времени. Результаты ученых об исследовании человеческой личности показывают, что человек погибает в условиях изоляции от общения в течение 40 дней, поскольку личность формируется и развивается исключительно в обществе, в информационных потоках. Без коммуникации человек просо не может найти цель жизни, осознать свою значимость, нужность, а значит - внутренний мир рушится, появляются психические отклонения, невозможность понять самого себя, реализоваться. Часто у людей по жизни одиноких возникает внутренний диалог с самим собой, раздвоение личности.

Лично для меня свобода заключается в простом человеческом счастье. То есть, по моему стойкому убеждению, никто не может чувствовать себя свободным, будучи несчастным, неудовлетворенным жизнью, даже если в ней не будет ограничений. Вы никогда не обращали внимания на то, какую легкость и гармонию вы обретаете, когда вспоминаете счастливые моменты своей жизни - на работе, например, или в уходе за семьей, домом? И разве вы не чувствуете внутреннюю свободу в эти минуты? Здесь-то и возникает противоречие тому, что человек обретает свободу лишь в одиночестве. Потому что быть счастливым в чьём-то окружении, в общественных работах и прочих заботах - своего рода свобода от одиночества.

Джек Керуак, уволенный из рядов ВМС США с диагнозом «шизофрения», при жизни прославившийся книгой «На дороге», показал людям романтику бродяжничества. Это и стало толчком к появлению первого молодежного течения - битников. Битники - в основном молодые люди, отрицающие свои обязательства перед обществом, которое, в свою очередь, отвергает их индивидуальность. Их единственное желание, чтобы общество оставило их в покое окончательно, в связи с чем и предпочли обеспеченной жизни бродяжничество, свободную любовь, и, к великому сожалению, наркотики.

10_02.jpg10_03.jpg

С этой субкультуры начался молодежный бунт. «Ореол романтизма, созданный вокруг битников средствами массовой информации, породил новое направление авангардистской музыки (бит), отрицающей классические, академические формы музыкального творчества». Но трагедия такой, казалось бы, свободы заключается в том, что если изначально представители молодежных движений (сначала битники, затем хиппи, рокеры и другие) противостояли посредственности, культуре «массового потребления», то в итоге сами же стали частью этой культуры, войдя в моду, и по сей день приносят немалый доход шоу-бизнесу и не только.

Возможно, дело в том, что в своем стремлении к свободе не стоит пренебрегать моральными нормами и духовными ценностями. Наша личная свобода не должна топтать чужие интересы, не должна быть разрушением и хаосом. Революции не в один день вершились. Важно помнить о том, что существует «Свобода от...» и «Свобода для...». Все мы, люди, по природе своего эгоизма чаще стремимся к «Свободе от...», т. е. к свободе от каких-либо ограничений, обязательств, ответственности. Но правильно ли это? Если отталкиваться от гуманистической психологии, то можно придти к выводу, что в своем стремлении к свободе важно не потерять цель, не убить в себе духовность, нравственные качества, альтруизм. Свобода не должна остаться просто нашим рефлексом, она должна быть осмысленной. Ведь, как сказал Ролло Мэй, «Свобода - мать всех ценностей».

Важно понять, когда и при каких условиях границы становятся для нас ограничениями, мешающими быть свободными. Может, когда мы начинаем деградировать? Когда теряем веру? Или желаем вкусить запретный плод? Каждый найдет свою причину. Ведь истинного и точного ответа на вопрос о понятии относительном никто не знает. Правда у каждого своя. Мы верим в то, во что хотим верить. А истина едина и непостижима. Следовательно, нам остается лишь слепо философствовать и выбирать свою правду и веру - свободы этого выбора у нас никто не отнимет. Но напоследок скажу вам: границы вовсе не обязательно ломать, их можно попробовать изменить.

Марина Ковтун
Выпускница

Наша позиция

Мы - дети галлактики

А мир-то зеленый! Посмотри в окно - увидишь миллион ярких красок, которых в суете дел давно не наблюдал.

Человек перестал замечать свежее дуновение ветра, яркий свет фонарей, красоту неба. Да что там, мы не замечаем улыбки друга, не слышим задорного, счастливого смеха матери, не видим блеска в глазах отца... Мы перестаём мечтать и фантазировать, а самое главное - мы перестаём верить, доверять.

А мир-то зеленый. А наше поколение какого цвета радуги? Мы все разные - семицветные, только почему-то некоторые краски неяркие, размытые: на фоне голубого неба многие из них блекнут.
Посмотрите блоги в Интернете. Каждый второй: «Я не люблю жизнь...», «... пойду брошусь с крыши»... В одном из таких блогов я прочла комментарий: «Имя: .... Возраст: 16. Сообщение: «А у меня неоперируемый рак легких. Можно я с тобой поменяюсь ролями?»

Тот, у кого есть здоровье - бесценный подарок природы, - не ценит всей яркости жизни, всех возможностей молодого организма, прелестей весны жизни. Мы можем любить, дружить, бегать, прыгать, улыбаться, есть шоколад... А что ещё? Чем отличается наше поколение от предыдущих? БЛЕКЛОСТЬЮ (какое неприятное на ощупь, на вкус, на вид слово).

11_01.jpg11_02.jpg

Все меньше молодых людей стремится учиться, заниматься каким-то видом спорта, читать книги. Многие даже не общаются со сверстниками: друзей им заменяет компьютер, они счастливы в виртуальном мире - для счастья нужно всего лишь десять кнопок... Зайдите в любую школу, загляните в начальные классы: «муравейник» бегает с переносными игровыми приставками «ПСП» и тоже не учится серьёзно. Им скучно учиться, НЕ-ИН-ТЕ-РЕС-НО. Да и за школьной жизнью их ничего не привлекает. Тех, кто занимается в спортивной секции, обучается музыке, рисованию, меньше с каждым годом. Кто виноват? Вечный вопрос, не имеющий ответа.

А именно от нас - молодых, здоровых, энергичных, весёлых - зависит будущее нашей страны, нашей нации. Мы все в ответе за будущее своё и своих детей, внуков. Мы - те, что называем себя «эволюцией».

А мир-то зеленый! Посмотрите в окно. Что увидит обыкновенный человек? Соседний двор, дома, дорогу. И лишь только ребёнок способен заметить в этом повседневном пейзаже что-то необычное, яркое. Может засмеяться, глядя на озорную собачку, укравшую у прохожего из авоськи батон колбасы, захлопать в ладоши в знак удивления, открытия. Только дети обладают даром видения разноцветного мира, с его яркими тонами, игрой красок.

Только молодые верят в то, что они могут изменить мир. И пока они не стали старше, никто и ничто не сможет сломать эту веру в добро. У молодых, зелёных, светятся глаза, они пребывают в мире фантазий. А ведь именно тогда, когда человек фантазирует, рождаются новые идеи, а некоторые, возможно, воплощаются в жизнь. Но почему, почему теперь это стало «не модно»? В моде те, кто считает, что этот мир неблагодарный, что до своей цели нужно «идти по головам», в моде - эгоизм, лицемерие, стремление во всем винить других...

А вы видели наркомана? Конечно, его можно узнать по многим приметам: худоба, шаткая походка, болезненный вид, но главное - его глаза. Вы узнаете его по глазам: настолько ярко они выделяются из множества глаз общей толпы. В глазах любого человека, будь то близкий вам человек или обычный прохожий, вы увидите бурю эмоций: суета и спешка, радость и счастье, уныние и грусть... А глаза наркомана не выражают ничего. Это ПУСТЫЕ глаза. В них нет ничего. Совсем ничего. Ни любви, ни злости, ни равнодушия. Возможно, он был когда-то таким же, как и я. Он был веселым подростком. Может быть, он играл на гитаре, мечтал поступить в институт. Но стоило сделать один неверный шаг - и он оказался за бортом. Искры в глазах больше нет. Он мертв как личность, он - оболочка без души.

А как наше поколение старается это зло остановить? Никак. Все делают вид, что ничего не замечают. Такую мы избрали политику - это не случилось со мной, значит меня не касается, значит этого нет. Мало, кто пытается помешать распространению алкоголизма, наркомании...

И что дальше, в будущем? Поколение с «пустыми глазами»? Наше будущее - в наших руках! И не только наше, будущее всей страны в наших руках. У нас есть шанс попробовать изменить этот мир, сделать его лучше. Сделать так, чтобы наши дети родились и выросли в лучшем мире, чем наш.

А для этого нужно научиться мечтать. Если спросить у взрослого человека, о чём он мечтает, он сразу вам ответит. А если спросить у ребёнка лет восьми-девяти, вы в 70-ти процентах услышите: «Не знаю». Но зато, если хотя бы один ребёнок вам ответит: «Да», он будет рассказывать о своей мечте с такой искренностью, которая свойственна только детям, ведь взрослый уже не так верит в свою мечту.

11_03.jpg11_04.jpg

Будущее поколение будет намного лучше, если будут люди, которые верят в этот мир, верят искренно во что-то искреннее. Неужели всё так плохо, как все вокруг говорят? Неужели нас не трогает улыбка любимого человека, слепящее солнце или моросящий дождь?

А мир-то зелёный! Однажды я шла по улице, уставшая, унылая, бесцветная, и вдруг мое внимание привлек детский задорный смех. На балконе второго этажа резвились маленькие девочки-близняшки. И я не удержалась от улыбки. Вот оно наше будущее - в улыбке и доброте.

В наших силах, силах молодых, показать, что мир не так уж и плох. Что он ярок, что он полон интересных событий, и жить нужно с улыбкой. Ведь мир-то зеленый...
Давайте не бояться быть сумасшедшими, не бояться быть неординарными, быть самими собой! Мы - «радуга» страны, мы - наше будущее, будущее России.

Мир не только зелёный - он разноцветный, он радужный.

Наталья Белкина
МБОУ «Гимназия №48», 11 «А»

Норильский Никель Производство и профессии Образование Профориентация в школе Родной край Спорт, отдых, хобби Знакомства и общение НорНикель-классы

© ОАО ГМК "Норильский никель" 2004–2017.
Красноярский край и Таймыр: Норильск (Талнах, Кайеркан, Дудинка), Красноярск. Мурманская область и Кольский полуостров: Мончегорск, Заполярный, пос. Никель. Москва, Санкт-Петербург, Сочи.
Web-дизайн сайта, создание сайта - Текарт.

Рейтинг@Mail.ru